Пояснения к заданию "Составь бизнес-план"

Структура бизнес-плана

Пошаговая инструкция как составить бизнес план

Шаг #1 – Определение цели

Как всегда, любой проект надо начинать с постановки цели. То есть до того, как вы начнете делать расчеты – попытайтесь поставить перед собой какую-то конкретную цель, которую вы хотите добиться.

Например – “Я хочу получать от бизнеса 300 тысяч рублей чистого дохода в месяц”. Это неплохая цель. Для самого старта может быть немного крутовато, но в принципе пойдет. И ваш бизнес план должен отвечать не на вопрос “Что может получиться, если я открою этот бизнес”. Он должен отвечать на вопрос – “Как мне вести бизнес, чтобы получить то, что я хочу”.

Это очень важный момент. Вариантов “что может получиться” очень много. А вам надо знать только одно – как получить именно то, что вам нужно, и ради чего все это затевается. Поэтому первым шагом определите себе цель и срок для её достижения. Только когда есть конкретная цель и конкретный срок – только тогда ваши “мечтания” превращаются в “проект”.

Шаг #2 – Маркетинговое исследование “на коленке”

Теперь нам надо понять, имеет ли наша с вами идея право на существование или нет. То есть будет ли наш проект жизнеспособным, или мы влезаем во что-то изначально обреченное на провал.

Обычно для этого рекомендуют проводить “маркетинговые исследования”. Как-то – собирать “фокус группы”, проводить “анализ целевой аудитории”, составлять “портрет идеального потребителя”, рассчитывать “объем продаж”. И прочее и прочее.

Все эти исследования провести, во-первых, просто нереально, особенно если вы в бизнесе новичок. А во-вторых, даже если вы их и проведете, то никакого конкретного ответа они вам не дадут. Потому что в “фокус группах” люд склонны говорить одно, а когда доходит до дела – покупать совсем другое.

Поэтому нам надо провести быстрое исследование рынка. И сделаем мы это бесплатно, и получим почти на 100% точный ответ – сможет ли наш бизнес приносить деньги или нет.

Способ это очень простой. Посмотрите, есть ли на рынке компании, которые уже успешно ведут тот бизнес, который хотите открыть вы. Вот уже здесь “сыплются” 90% всех бизнес-идей. Люди почему-то считают, что если уж и открывать бизнес, то только какой-то уникальный, которого нигде больше нет (а то конкуренты, сами понимаете).

На самом деле все совсем наоборот. Если на вашем рынке такого бизнеса нет – то скорее всего он просто никому не нужен. И продукт ваш никому не нужен. И вы подписываетесь на безнадежное предприятие с вложением и потерей денег. А на счет конкуренции не беспокойтесь, мы сейчас о ней поговорим.

Что делать с конкурентами?

Второй шаг в нашем исследовании – это оценить количество конкурентов на рынке. Если их очень много, то значит и спрос на данный продукт очень большой. Значит и конкуренция очень высокая. И тогда вам скорее всего надо выбрать какую-то более узкую нишу на рынке.

То есть, например, не просто открывать сотый книжный магазин в городе, а открыть магазин, который будет торговать исключительно литературой на иностранном языке. “Нишуясь” вы показываете свою специализацию, и к вам будет выше доверие, чем к “универсалам”. Да и выбор вы сможете предложить шире, чем те же самые универсалы.

А если конкурентов очень мало – то спокойно занимайтесь тем же, чем занимаются и они. Часть рынка просто автоматически перейдет к вам.

Кстати, “много/мало” надо, конечно, оценивать относительно населения того города, где вы собираетесь работать. А если речь идет про бизнес в интернете, то относительно всего населения страны.

Шаг #3 – Прогноз расходов и доходов

Вот это самый важный и самый тонкий момент во всем бизнес плане. Нам надо примерно прикинуть, сколько нам денег надо будет вложить в свой бизнес, и сколько с этого мы сможем заработать. И (помним шаг #1) – будет ли это соответствовать нашей цели или нет.

Расходы рассчитать проще, чем доходы. Мы примерно можем себе их представить. Вот поэтому именно с них и начнем.

Прогноз расходов

Расходы бывают двух типов – постоянные и переменные.

Постоянные расходы мы несем каждый месяц, независимо от того, есть у нас продажи или нет. Например, аренду офиса надо платить всегда. А еще надо платить зарплату сотрудникам, оплачивать интернет, электричество. Все это – постоянные расходы.

Вот их мы в первую очередь и указываем в нашем бизнес плане (воспользуйтесь шаблоном бизнес плана в формате XLS, который приложен к домашнему заданию). В шаблоне бизнес-период равняется 6 месяцам. За этот срок уже должно быть понятно, работает наш бизнес или нет. Итак, заполняем голубые клетки листа "Финансовая модель" в приложенном шаблоне бизнес-плана.

Далее мы указываем расходы на запуск бизнеса (разовые расходы). Это те расходы, которые мы несем только один раз (как правило, в самом начале работы). Например – нам надо купить офисные стулья, стол, принтер, канцелярские товары. Заполняем голубые клетки в таблице "Расходы на запуск бизнеса" листа "Данные для бизнес-плана" файла-шаблона.

Следующий вид расходов – это расходы переменные. Это те расходы, которые “появляются” только в тот момент, когда мы совершаем продажу. Например – это себестоимость товара. Или процент от стоимости услуги, который мы платим конечному исполнтиелю. (1) Заполняем голубые клетки таблицы "Что продаем?" листа "Данные для бизнес-плана" файла-шаблона. (2) Заполняем голубые строки "Количество продаж" листа "Финансовая модель" в приложенном шаблоне бизнес-плана.

Вот теперь у нас есть примерное понимание того, какие вложения нам надо “отбить”, чтобы начать зарабатывать.

Прогноз доходов

Теперь, когда мы видим расходы, нам будет гораздо проще планировать наши доходы. Обычно прописывают три сценария развития событий.

Первый – минимальный – когда мы только отбиваем наши вложения “в ноль” (то есть ничего по сути не зарабатываем). Второй – средний – это когда мы отбиваем все расходы, плюс зарабатываем какие-то небольшие деньги сверху (“небольшие” – это примерно десятая часть от того, что вы поставили себе в качестве цели).

Третий – максимальный – это когда мы отбили все расходы, и заработали столько, сколько и хотели. Если вы ставили себе целью 300 тысяч чистого дохода в месяц, то к шестому месяцу у вас должна быть чистая прибыль как раз 300 тысяч рублей.

То есть вы не обязаны с первого месяца выполнить идеальный план. Но к нему надо прийти за отведенный бизнес период.

А теперь посмотрите на полученные цифры и скажите себе честно – сможете ли вы сделать такой объем продаж, который нужен для выполнения хотя бы минимального плана? Если да- то уже неплохо. А среднего? А максимального? Если нет – либо уменьшите размер идеальной цели, либо увеличьте бизнес период.

Вот так, отталкиваясь от расходов, мы получаем примерную картину того, какой нам надо сделать объем продаж. И уже тут в большинстве случаев можно “на глазок” прикинуть – реальные ли мы ставим перед собой цели или нет. Если вы посмотрите на строку "Прибыль накопленным итогом" на листе "Финансовая модель", то в том месяце, в котором итог превысил ноль, мы окупили наши вложения и начали реально зарабатывать.

Самый главный шаг - 

А вот теперь, когда все цифры в бизнес плане нас устраивают, и объемы продаж подсчитаны и расписаны – нам надо сделать одну очень важную штуку.Разделите доходы на два, а расходы, наоборот – помножьте на два. Это называется стресс-анализ.

И теперь посмотрите, сколько вам понадобится времени для того, чтобы выйти на запланированный объем продаж. Вот примерно это и ожидает ваш бизнес в реальности.

Last modified: Tuesday, 8 December 2020, 12:18 AM