Выбор профессии

Когда речь заходит о выборе профессии учащимися, имеется в виду не решение «на всю жизнь», а скорее – начало, профессиональный старт. Да, очень трудно сделать выбор сразу и на всю жизнь. Но в 13-14 лет еще не обязательно его делать. А вот задуматься об этом всегда полезно. В дальнейшем у каждого человека могут возникнуть и новые желания и возможности. По сути, процесс профессионального самоопределения длится на протяжении всей трудовой деятельности человека. Но в начале всех начал – обучение. Это первая ступень.

Система профессиональной подготовки:

  • общеобразовательная школа
  • профессиональные училища
  • среднеспециальные заведения (техникумы, педучилища, колледжи)
  • высшая школа (государственные и частные вузы).

Уже в старших классах школы следует определить какой-либо углубленный профиль обучения (физико-математический, гуманитарный и т.д.).

Ситуация выбора профессии.

Выбирая профессию, о чем мы прежде всего думаем? Прежде всего о том, нравится ли нам та или иная профессия, работа. Интересна ли она нам? Достаточно ли наших способностей, чтобы заниматься ею. И позволит ли нам здоровье заняться тем, что нас привлекает. Кроме того, может быть профессия, привлекающая нас, не требуется в обществе. И мы просто не найдем работы. К тому же на нас, на наше решение могут оказать влияние родители, друзья, средства массовой информации.

Таким образом, сделать хороший выбор – это значит, выбрать такую профессию, которая нужна обществу (1), может быть доступной и посильной для вас (2), способна приносить вам радость и удовлетворение (3). Коротко формула хорошего выбора выглядит следующим образом: «нужно», «смогу», «хочу». А сверхзадача выбора профессии: в выбранном деле максимально реализовать себя, свои способности, силы, интересы.

Ошибки и затруднения при выборе профессии.

  • 1. Выбирающий видит лишь конечный результат длинного профессионального пути, но не видит сам путь.
  • 2. Предрассудки в отношении той или иной профессии.
  • 3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей, т.е. за «компанию».
  • 4. Перенос отношения к определенному человеку, представляющему ту или иную профессию, а не саму профессию.
  • 5. Увлечение только внешней стороной профессии или какой-то одной ее стороной.
  • 6. Отождествление школьного предмета и любимого учителя с профессией.
  • 7. Отсутствие представлений о характере труда в сфере материального производства.
  • 8. Неумение разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).
  • 9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, играющих определенную роль при выборе профессии.
  • 10. Неумение сориентироваться в огромном количестве существующих профессий и незнание с чего начать выбор.

Выбирая профессию, необходимо:

  • 1. Хорошо подумать, чем бы вы хотели заниматься, что вас особенно привлекает.
  • 2. Подробно изучить эту профессию; оценить возможность ее приобретения.
  • 3. Сравнить полученные знания о профессии со своими данными, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, если есть возможность получить квалифицированную профконсультацию.
  • 4. Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в стремлении овладеть ею в совершенстве.


Последнее изменение: Суббота, 1 февраля 2020, 10:35